Новости РСПМ и компаний
14.11.2008 Сдержанный оптимизм, или Металлоторговле найдется место в любой конфигурации экономики
Кризис, как война, всегда начинается неожиданно. С вопросом о том, как компания ведет себя на рынке в столь сложных условиях и какие антикризисные действия предпринимает, рассказал директор компании Ариэль Металл (Ариэль Групп) В. Брайнис.
Ариэль Металл предпринимает целый набор антикризисных мер. В первую очередь мы стараемся вести себя сдержанно и осмысленно: сокращать издержки по всем направлениям операционной деятельности, снижать кредитный портфель и максимально уменьшать дебиторскую задолженность.
Насколько критично сейчас падение спроса на металлопродукцию?
Спрос снижается, и говорить сейчас о том, что мы находимся на пике падения невозможно. Конечно, все кризисы цикличны, и за падением последует рост. Но дно, от которого оттолкнется экономика для нового витка роста, еще не нащупано, поэтому весь вопрос в сроках и в том, кто сумеет за это время удержаться на плаву.
Кризис преодолим, если компания ведет взвешенную политику и принимает аккуратные решения. Сама отрасль, связанная с доставкой металла потребителям, не может исчезнуть, хотя бы потому что металл — это главный конструкционный материал, который будет необходим всегда. Финансовые потрясения могут влиять только на объемы рынка металлоторговли, но сам рынок, конечно, никуда не денется.
Все основные игроки сегодняшнего рынка начали свою деятельность в начале 1990-х годов, когда положение дел в экономике было гораздо хуже. Сейчас же сложности начались из-за того, что металлотрейдеры на 70% работают со строителями, а стройиндустрия — самая закредитованная отрасль с длинным операционным циклом. И конечно же, в первую очередь, кризис ликвидности накрыл именно ее, вызвав сложности и в металлургии, и в металлоторговле.
Как изменится расстановка сил после кризисной волны?
Думаю, что на такой вопрос никто не сможет дать точный ответ. Металлоторговля как промежуточное звено, которое в дополнение осуществляет финансирование закупок и складирование товара, никуда не исчезнет. На мой взгляд, замедлится развитие сервисного направления. Тот игрок, у которого больше собственных средств, пройдет этот период с наименьшими потерями. Убытки для него вряд ли будут смертельными.
Что же касается различных сегментов рынка, то здесь больше пострадают оптовые компании, которые работают с крупными потребителями. Снижение спроса для них гораздо существеннее, так как они выступают поставщиками крупных застройщиков, по которым кризис ударил с наибольшей силой.
Каким образом складываются сейчас отношения поставщик — потребитель? Как ваша компания реагирует на новые вызовы: неизбежный рост дебиторской задолженности и предложения отсрочки платежа?
Чтобы дебиторская задолженность не увеличивалась вместе с ростом продаж, мы контролируем ее в «ручном» режиме. Поскольку в кризис лучше оставаться с активами, то между задолженностью и дорогим товаром на складе, мы выбрали второе. Тем более, что мы имеем в собственности крупный крытый складской комплекс (около 14 тыс. м2), который позволяет достаточно продолжительное время сохранять товарный вид продукции.
Что касается товарного кредитования, то здесь пролонгирование отсрочек платежа не всегда представляется возможным. Разумеется, когда клиентом является серьезное промышленное предприятие, у которого просто возникли сложности с контрагентами или банками, мы идем навстречу, предоставляя дополнительные отсрочки или частичную оплату. Мы готовы поддерживать потребителей и переживать вместе с ними трудный период. Делая это, мы рассчитываем и на помощь производителей.
Насколько компания Ариэль Металл скорректировала свои планы на 2008—2009 гг.?
План по 2008 г. мы уже практически выполнили благодаря повышенному спросу и плодотворной работе в первые 9 месяцев. Сейчас не совсем разумно прогнозировать степень сужения спроса в следующем году, поэтому думаю, что если в 2009 г. нам удастся сохранить уровень 2008 г., будет хорошо.
Говорить о росте и развитии с позиции сегодняшнего дня не приходится. Каждый день появляются новые данные и почти все со знаком минус. Позитивные же данные не всегда однозначны: правительство Москвы решило выкупить недвижимость на сумму в $2 млрд, однако неизвестно, дойдут ли эти деньги до конкретных компаний и подрядчиков и произойдет ли это в действительности.
Вадим Владимирович, известно, что кризис -- это еще и новые возможности. Одной из немногих хороших новостей октября стало сообщение о строительстве в России завода по выпуску электросварных нержавеющих труб итальянской промышленной группы Marcegaglia совместно с итальянской Vender Group и группой Ариэль. Какова роль группы Ариэль в реализации проекта, и какие выгоды получит компания?
Этот проект органично входит в концепцию работы группы Ариэль на рынке: как известно, у нас уже есть совместное предприятие (Италинокс Ариэль) с итальянским трейдером (Vender Group. — Прим. ред.), который, в свою очередь, является крупным дилером группы Marcegaglia. Успешный опыт создания интернациональной компании, культивирующей честность, открытость, прозрачность, гибкость в совместном управлении предприятием, как раз и позволил приступить к реализации этого проекта. Как всякий серьезный проект, он долго готовился. Наша роль на каждом этапе реализации проекта разная. Но когда производство заработает — наша задача будет заключаться в организации сбыта, потому что Marcegaglia — прежде всего производственная группа, и она не имеет своих торговых домов.
Первые трубы завод начнет выпускать во II квартале 2009 г. Для группы Ариэль очевидны и экономические, и логистические выгоды. Вопрос только в рынке потребления. Но мы предусмотрели поэтапный ввод завода в строй, при необходимости это позволит нам скорректировать его развитие.
Так или иначе, я совершенно убежден в том, что бизнес, которым мы занимаемся, востребован, и ему найдется место в любой конфигурации будущей экономики. Не зря ведь говорят: «металл — хлеб промышленности».
Читать все новости
Искать в архиве
РСПМ в социальных сетях: