Новости РСПМ и компаний

24.07.2007 Сборы в прокате


Прокатчики алюминия в России ожидают хитов. От российских авиастроителей и стройиндустрии

Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике снизила с 20 до 10% пошлины на импортный прокат, используемый для производства алюминиевых банок. А на сырой алюминий целых 9 месяцев пошлина будет и вовсе нулевой.

Российские производители алюминиевых полуфабрикатов предполагают, что чиновники просто решили создать формальные условия для конкуренции с UC Rusal. После того, как в прошлом году Олег Дерипаска выкупил у Виктора Вексельберга алюминиевый холдинг «СУАЛ», у переработчиков фактически не осталось выбора поставщиков сырого металла. Однако первичный алюминий – биржевой товар, и стоит одинаково, что у отечественного монополиста UC Rusal, что у любого другого продавца. Поэтому участники рынка не спешат ликовать по поводу решения Комиссии по защитным мерам и не строят планов закупок беспошлинного сырья. Ближайший к России склад Лондонской биржи металлов (LME) находится в Финляндии, и закупать там металл теоретически было бы выгодно только переработчикам, которые находятся в Северо-западном федеральном округе, а у остальных затраты на логистику оказались бы не ниже, а то и выше, чем при закупках металла на заводах UC Rusal.

Тем не менее настроение у переработчиков алюминия бодрое. Отрасли, приобретающие у них продукцию: стройиндустрия, машиностроение, судостроение, авиастроение, упаковочная промышленность – демонстрируют рост. По данным члена совета Российского союза поставщиков металлопродукции по рынку алюминиевого проката и профилей, гендиректора компании «ПилотПро» Александра Штейнпресса, в 2006 году рост производства алюминиевого проката и профилей увеличился на 10-15% (по данным журнала «Стройпрофиль», рынок профилей вырос на 20%), а потребление этих продуктов выросло примерно на 10%. Начальник отдела промышленной политики в металлургии в сфере ресурсного обеспечения промышленности Минпромэнерго Алексей Пинчук отмечает, что темпы роста по различным направлениям применения изделий и полуфабрикатов заметно отличаются – наибольшие темпы (12 – 22%) демонстрируют строительство, производство тары и упаковки, заметно ниже темпы роста в электротехнической промышленности и электроэнергетике (4 – 7,5%), темпы роста потребления листового проката и литых полуфабрикатов составляют 2 – 4%.

По итогам этого года Александр Штейнпресс ожидает рост и в производстве и в потреблении на уровне 10-15%. Но с ростом производства рынок приближается к насыщению. Правда, оживить его сможет грядущая Олимпиада в Сочи. Изготовители строительных профилей и проката плясали от восторга, узнав о том, что Россия выиграла право проведения Олимпиады-2014 – масштабной стройке потребуется много продукции из алюминия. Кроме того, российские прокатчики предвкушают получение новых контрактов от судостроительной и авиастроительной госкорпораций.

Четвертый передел

По сравнению с объемом производства UC Rusal (3,9 млн. тонн алюминия в год) российский сегмент переработки алюминия выглядит весьма скромно. По данным Минпромэнерго, в прошлом году объем потребления этого металла российскими прокатчиками составил 0,74 млн. тонн. (Впрочем, примерно половина этого объема ушла на экспорт). Стратегия развития металлургической отрасли до 2015 года предусматривает, что к концу определенного документом срока UC Rusal по пессимистическому варианту нарастит выпуск алюминия до 5,1 млн., а по оптимистическому – до 5,7 млн. тонн. Российская промышленность увеличит закупки легкого металла до 1,2-1,4 млн. тонн – рост почти вдвое.

Металлурги называют производство алюминиевого проката «четвертым переделом». Первый передел алюминий проходит еще «в зародыше», когда ископаемые бокситы перерабатываются в сырье для производства алюминия – глинозем. Затем глинозем проходит второй передел, в процессе электролиза превращаясь в алюминий. Третий передел – производство алюминиевых слитков, которые принято называть первичным алюминием. К обработке относится превращение металла в лист, катанку (будущие провода), заготовки и полуфабрикаты для различных конструкций и еще более высокие переделы, в результате которых на рынок выходит готовая продукция, скажем, автокомпоненты.

Несколько лет назад значительную часть переработки алюминия контролировали производители первичного металла. Крупнейшие предприятия по производству проката принадлежали «Русалу» и «СУАЛ-Холдингу». Более того, «Русал» пытался освоить и новый рынок строительных профилей, создав в своей структуре дивизион «Русалюмстрой». Однако планы взять под контроль до 60% рынка алюминиевых профилей провалились. В этом же году «Русал» начал планомерно сбрасывать активы по переработке алюминия, продав Белокалитвинское и Самарское прокатные предприятия американскому алюминиевому концерну Alcoa, которая создала для управления новыми активами российскую «дочку» «Алкоа-Россия».

В 2006 году «Русал» присоединил к себе активы «СУАЛ-Холдинга», превратившись в объединенную компанию UC Rusal. Однако Олег Дерипаска не взял в большое плавание перерабатывающие активы Виктора Вексельберга. Ныне Каменск-Уральский металлургический завод (КУМЗ) вместе со Ступинским (Scovo) и Демидовским заводом по производству антипригарной алюминиевой посуды находятся под управлением УК «Алюминиевые продукты», которым руководит один из партнером Виктора Вексельберга - Владимир Скорняков. Наконец, в начале этого года UC Rusal передала дивизион алюминиевых стройконструкций (вместе с заводом «Мосмек») строительной корпорации «Главстрой», которая тоже контролируется через «Базэл» Олегом Дерипаской. А в июне договорилась с британской Rexam о продаже ей активов по производству алюминиевых банок.

Причины своих неудач в сегменте производства полуфабрикатов представители UC Rusal стараются не объяснять, ограничиваясь лишь туманным заявлением о том, что стараются концентрироваться на производстве первичного алюминия, который еще называют консервами из электроэнергии.

Александр Штейнпресс говорит, что круг переработчиков алюминия весьма узок, крупных игроков немного. Более 50% рынка продукции четвертого передела алюминия контролирует «Алкоа-Россия», 25% приходится на КУМЗ. Вероятно, вскоре соотношение долей на рынке изменится, потому что КУМЗ в декабре этого года собирается ввести в строй новый завод «Чкаловский», и к 2009 году намерен довести выпуск алюминиевого проката до 180 тыс. тонн в год. Оставшуюся долю рынка занимают мелкие и средние производители, выпускающие прокат и экструзионные продукты (около 30 компаний). Крупнейший из них – принадлежащая «Газпрому» компания «Агрисовгаз».

Взлетная полоса

Коммерческий директор КУМЗ Андрей Курганский говорит, что недозагрузка мощностей у крупнейших производителей алюминиевого проката связана с тем, что предприятия были построены еще во времена СССР, когда советское правительство очень много тратило на финансирование авиапрома и ВПК. Эти отрасли потребляют большое количество алюминия четвертого передела, поэтому проката нужно было много. Во время промышленного спада 90-х годов прошлого века прокатчики резко снизили объемы производства, и лишь последние несколько лет опять демонстрируют рост.

Сейчас компания конкурирует с «Алкоа-Россия» за поставки продукции для производства региональных самолетов RRJ (сейчас «Сухой» приобретает длинномерную продукцию у обоих производителей). Во внутренней стратегии развития КУМЗ предполагает специализацию на снабжении авиапрома. «Мы ожидаем, что авиационная промышленность через несколько лет значительно увеличит объем производства, - говорит Андрей Курганский. – «В частности, большую ставку делаем на появление среднемагистрального самолета МС-21, поставки продукции для бизнес-авиации. На нашей производственной площадке возводится новый завод «Чкаловский», который будет выпускать алюминиевые плиты авиационного сортамента».

«Алкоа Россия» тоже настроена оптимистично и ждет роста потребления алюминия на внутреннем рынке. Директор по технологиям «Алкоа Россия» Александр Дриц говорит: «Сегодня в РФ потребление алюминия составляет 5-6 кг на человека и растет примерно на 6% в год. При этом потребление на душу населения в Европе превышает 25 кг в год, а в Штатах составляет около 40 кг».

В отличие от КУМЗа, у Alcoa несколько иные прогнозы относительно потребления алюминиевого проката в автопроме, потому что компания часть своей продукции поставляет в США, а американские авиастроители уже начали постепенно переходить на использование композитных материалов. Например, для изготовления носовой части «лайнера мечты» Boeing 787 Dreamliner корпорация Boeing использовала композиционный материал.

Однако Александр Дриц полагает, что замена материалов, используемых иностранным авиапромом, скажется на объемах потребления проката не раньше чем лет через пять-восемь. «К этому времени мы можем ожидать рост потребления алюминия в российском авиапроме и автопроме. В российском автопроме потребление алюминия в три раза ниже, чем в США и Европе. Замечательная перспектива для нас – создание Объединенной авиастроительной корпорации, которая приступила к реализации стратегия развития отрасли. Бурный рост идет в сфере строительства. В частности, наш завод в Белой Калитве находится очень близко от Сочи, а там будет огромная стройка», - говорит господин Дриц..

Председатель комитета по технической политике Российской ассоциации производителей автокомпонентов НАПАК Рифат Салимгараев не уверен, что в будущем в автопроме не произойдет замена алюминия на пластики или иные материалы. Например, алюминиевые бамперы сейчас многие заменяют на сталь, а в перспективе на пластик. На изготовление кузова алюминий в основном идет только при создании концепт-каров. «Уровень безопасности у таких кузовов за счет профилирования достигается не хуже, чем у стали. Однако, цена…. Думаю, в перспективе могут победить пластики», - считает Рифат Салимгараев. Но алюминий наверняка продолжат использовать в головках и блоках двигателей, производстве радиаторов и теплообменников. В любом случае в России ожидается рост потребления металла производителями автокомпонентов. Сейчас около 20 иностранных компаний из этого сектора намереваются разместить или уже приступили к размещению производства в РФ, и многие из них используют алюминий.

Но и производители алюминия не дремлют, инвестируя в разработку новых материалов на основе алюминия. Президент «Алкоа Россия» Билла О'Рурк говорит: «На сегодняшний день почти каждый сплав, используемый в авиации, создан Алкоа. Наш технический центр (Alcoa Technical Centre) регистрирует около 100 патентов ежегодно (это, правда, не только сплавы, но и процессы, и инновационные продукты)».

Гордый строительный профиль

А вот производство стройпрофилей лидеры российского прокатного рынка уступили мелкому и среднему бизнесу. Андрей Курганский отмечает, что это очень привлекательный бизнес. «Однако почти все крупные прокатные компании выходили в этот сегмент без особого успеха, - говорит Курганский. - Нас опережают маленькие компании, они более гибкие и способны постоянно менять серии профилей, моментально перестраиваясь под заказчика». Билл О'Рурк сказал «Business Week Россия», что нельзя быть первыми везде: «Мы выбираем те области, в которых можем занимать первое или второе место, поэтому и продаем те бизнесы, которые не считаем для себя основными».

Эту нишу в заполнили металлоторговые компании, производители металлоконструкций, переработчики лома. Например, компания «Алунекст» приобрела у «Алкоа Россия» мощности по выпуску строительных профилей, и теперь вместе со своим «большим соседом» готовится к увеличению объемов производства под заказы из Сочи.

Президент Российского союза поставщиков металлопродукции Александр Романов подсчитал, что увеличение объема потребления металлопродукции в ЮФО при подготовке олимпиады-2014 может достичь 2-2,5 млн. тонн, правда, в основном это стальная продукция. Среди производителей алюминиевых полуфабрикатов, очевидно, выиграет «Алунекст», которая недавно установила вторую прессовую линию по производству алюминиевых профилей, оконных групп и прочих строительных конструкций из профиля. Довольно любопытный пример представляет подмосковная компания «Иплана», которая начала в Королеве производство оконных карнизов для штор, в рамках конверсии используя мощности предприятий РКК «Энергия». Сейчас «Иплана» производит также алюминиевые профили различного назначения и светопрозрачные конструкции на их основе.

Уральская компания «Металл-Комплект» начинала с переплавки лома и отходов цветных металлов. Впоследствии компания стал крупным металлотрейдером, а с 2004 года стала производить литейную продукцию из сплавов на основе алюминия и меди, превратившись в вертикально-интегрированную компанию. По данным группы «Металл-Комплект», в будущем предполагается открывать новые производства в области переработки цветных металлов.

Главный редактор журнала «Металлы и цены» Алексей Ходонов говорит, что сейчас в конкурентной борьбе с крупными торговыми домами, созданными переработчиками металла, металлотрейдеры стремятся расширить спектр услуг. Предоставляемых покупателю, предлагая нарезку, комплектацию или упаковку металлопродукции.

Производство из полуфабрикатов готовых изделий тоже может входить в набор металлотрейдера, однако больше к выходу в индустриальный сектор прибегают торговцы черными металлами. Из-за дороговизны цветных металлов продукцию из них часто заказывают не тоннами, а сотнями килограмм, а при таких объемах инвестиции в создание мини-производства не выгодны.

Также вышли на российский рынок алюминиевой продукции иностранные стратеги в области производства металлоконструкций. В частности, изготовление алюминиевых профилей и строительных конструкций среди прочего занимается завод «Венталл», который в прошлом году купил финский концерн Rukki.

Но главное, что прокат для производства готовых деталей трейдеры все-таки предпочитают покупать в России. «Некоторые компании пытались привозить прокат из Китая, но отказались от этой идеи. Очень привлекательная низкая цена, однако удручающее качество», - признался один из поставщиков. Обольщаться не нужно: китайцы быстро совершенствуются.

Наталья Готова
при участии Эвелины Есиповской

Business Week Россия

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube 

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?