Статьи в СМИ о компаниях РСПМ
20.12.2024 Вызовы рынка цветных металлов
31 октября в рамках 30-й Международной промышленной выставки «Металл-Экспо’2024» прошел традиционный круглый стол производителей, поставщиков и потребителей сырья и проката цветных металлов, организованный Российским союзом поставщиков металлопродукции (РСПМ).
Участие в мероприятии приняли свыше 60 руководителей и специалистов металлоторговых компаний и предприятий по выпуску различной продукции из цветных металлов. Среди них представители компаний Алюминий Металлург Рус, РУСАЛ, Новые технологии цветной металлургии (НТЦМ), Русполимет, КЭМ, Галактика, УСПК, Актимиста, Ростехком, Промцветмет, Лист, ТД М-К, Алрос, Невский Алюминий, ПЦ Гефест, ГК София, Севзапметалл, а также Алюминиевой Ассоциации, Каменск-Уральского металлургического завода (КУМЗ), Каменск-Уральского завода по обработке цветных металлов (КУЗОЦМ), Мценского завода по обработке цветных металлов (МЗОЦМ), Кольчугинского завода специальных сплавов и др.
Участники круглого стола обсудили положение дел на рынке цветных металлов и перспективы потребления, а также озвучили прогнозы по ценам на ближайший период. Ведущим выступил С. Буниц, акционер компании Галактика.
Ситуацию на рынке алюминия и алюминиевых продуктов описала эксперт-маркетолог Алюминиевой Ассоциации С. Равлюк. Она отметила, что Россия является одним из крупнейших мировых производителей первичного алюминия и входит в мировой топ-3 вместе с Китаем и Индией. Китай как производитель алюминия и алюминиевой продукции вне конкуренции, поскольку обеспечивает больше половины всего мирового производства, а в России и Индии производятся примерно равные объемы (разница составляет 40—50 тыс. т). Россия на сегодняшний день выпускает около 4 млн т первичного алюминия, что составляет 5,6% общемирового объема. На внутреннем рынке потребляется немногим более четверти этого объема, или 1,3% мирового потребления первичного алюминия. При этом внутреннее потребление растет хорошими темпами и показывает положительную динамику.
В последние несколько лет на рынке произошли существенные изменения. До 2021 г. порядка 20% алюминиевой продукции (в основном прокат и экструзия), произведенной в стране, экспортировалось. Но после известных событий 2022 г., повлекших ввод санкций и различных ограничений, в том числе на экспорт из России алюминиевой продукции, экспорт практически обнулился: он сократился в 5,5 раз — до 3%. Под ограничения, в частности, попали поставки проката в Европу. Во многих случаях отказ от российской продукции связан не с прямыми ограничениями, а с «самосанкционированием» потребителей этой продукции.
Объемы производства алюминиевой продукции высоких переделов остаются ниже уровня максимальных значений 2021 г. именно из-за падения экспорта полуфабрикатов. Только за первые четыре месяца текущего года экспорт алюминиевой продукции снизился на 37% по сравнению с АППГ: экструзия продемонстрировала спад на 69%, фольга — на 82%, прокат — на 32%. Восстановление и небольшой рост показали только алюминиевые порошки и емкости (банки, баллоны), но объемы все равно остаются ниже, чем в 2021 г.
Проблемы связаны не столько с закрытием рынков, сколько со спецификой продукции, которая поставлялась в Европу и Америку.
Импорт алюминиевой продукции также сократился — с 18% в 2021 г. до 13% в 2023 г. Из части стран продукция перестала завозиться в Россию, а европейские поставки были замещены китайской продукцией. На текущий год прогнозируется снижение до 11%. В последнее время ситуация по импорту немного стабилизировалась, а спад, произошедший в текущем году, связан по большей части с наличием проблем с трансграничными платежами, в том числе в расчетах с китайской стороной.
Несмотря на сокращение, импорт продолжает оказывать давление на отечественных производителей. Рассмотрим, к примеру, тонкостенную экструзию: наши предприятия могут ее изготавливать, но при нынешних объемах рынка производство будет низкорентабельным в отличие от китайской продукции, которая в больших объемах поставляется по всему миру. Или же взять алюминиевые конструкции. Импорт растет из года в год. Главным поставщиком является Турция. Конструкции завозятся уже следующих переделов, с механической обработкой и сборкой. На российском рынке производство полуфабрикатов и дальнейшая обработка продукции до сих пор достаточно сильно разделены, что увеличивает себестоимость и снижает конкурентоспособность по сравнению с импортной продукцией.
Если говорить о стоимости продукции, то, по мнению экспертов, ожидается умеренный рост цен на алюминий. Показатели в следующем году останутся примерно на уровне текущего года с возможным ростом до $2,5-2,6 тыс. за тонну.
Отвечая на вопросы о прогнозируемом сокращении потребления со стороны стройкомплекса, С. Равлюк отметила, что конструкции из черного металла и конструкции из алюминия потребляются на разных этапах строительства. В частности, алюминиевые конструкции обеспечивают отделочную часть. В связи с этим существенного падения потребления в настоящее время в строительстве не наблюдается: тот пул проектов, который уже запущен, до конца года должен обеспечить сектор в достаточной степени. Спрос на алюминиевые конструкции растет объективно. В России увеличиваются объемы высотного строительства, где применение алюминиевых и светопрозрачных конструкций, применяемых при отделке фасадов, идет по умолчанию, поскольку пластик не выдерживает ветровые и другие нагрузки, установленные требованиями.
Что касается стимулирования потребления алюминиевых профилей и конструкций, то Алюминиевая Ассоциация ведет активную работу по продвижению решений из алюминия. В частности, работа заключается в PR-деятельности, в выстраивании взаимоотношений производителей алюминиевых конструкций с потребителями, где им демонстрируются преимущества продукции. Экструзия — это не только стройка: основной прирост по потреблению в ближайшие годы ожидается в машиностроении, в производстве прицепной техники, в сегменте высокоскоростных магистралей и т.д.
Далее перед участниками круглого стола выступил коммерческий директор КУМЗ А. Золин. Он отметил, что предприятие исторически было экспортно ориентированным. Так, 50% продукции приходилось на внутренний рынок, 50% — на экспорт. После 2022 г. отгрузки за рубеж начали резко снижаться. Так, на сегодняшний день завод отправляет на экспорт лишь 7-8% производимой продукции — ситуация для КУМЗа непростая, потому как образовались избыточные мощности. Например, новый прокатный комплекс, введенный в строй в 2019 г., был ориентирован в том числе на экспорт алюминиевых плит, а внутренний рынок не может обеспечить необходимую загрузку мощностей. Также отмечается недозагруженность по большим прессам, где поставки исторически были ориентированы на Северную Америку, заместить их на текущий момент не удалось. Но КУМЗ активно работает в этом направлении, ищет новые ниши и рынки сбыта.
Что касается сбытовой стратегии на внутреннем рынке, то предприятие ориентировано на работу с конечными потребителями (завод старается максимально выходить на прямые контракты), также ведется активная работа с металлотрейдерами (им реализуется порядка 35—40% продукции).
Существенное сокращение заказов внутри страны и стагнацию по ближнему зарубежью отметил и генеральный директор КУЗОЦМ Н. Радько. В первую очередь это касается наиболее ходовых сплавов — латунных, бронзовых и медно-никелевых. Безусловно, существует демпинг со стороны китайских производителей. Кроме того, результаты исследования европейского рынка показали, что за последние три года цены на металлопродукцию медной группы в Европе снизились. Несмотря на возросшую стоимость энергоресурсов и на рост цены на труд, эту нишу после ухода российских поставщиков цветмета с европейского рынка в 2022 г. очень быстро заняли производители из Индии, Китая и Турции.
В настоящее время российские производители в попытках вернуться на рынок Европы не проходят по цене, даже без учета экспортных пошлин и по сравнению с ценами, которые были в 2020—2021 гг.
Сегодня КУЗОЦМ работает над тем, чтобы получать первичный металл (медные и никелевые катоды, алюминиевые и цинковые чушки) от производителей хотя бы по той же цене, по которой он экспортируется. Ни для кого не секрет, что на внешние рынки эта продукция поставляется со значительным дисконтом. Решение этого вопроса позволило бы предприятию стать более конкурентоспособным по многим видам выпускаемой продукции. Пока же для сохранения своих позиций и для поддержания существующей доходности КУЗОЦМ концентрирует усилия на сложных и редких сплавах, переносит акцент на продукцию более высокого передела. Так, уже освоено производство различных втулок из медных сплавов, в планах расширение номенклатуры сварочной проволоки, а также запуск производства прецизионных и жаропрочных сплавов.
Реальное снижение потребления на медном рынке составляет 15—20%, а не 7-8%, сообщил Д. Вира, коммерческий директор НТЦМ. Для укрепления своих позиций на рынке компания вводит в строй новое оборудование и расширяет линейку выпускаемой продукции. К примеру, недавно был начат выпуск медных лент толщиной до 0,4 мм и шириной до 150 мм.
Небольшим предприятиям проще и легче справляться с текущей ситуацией, отметил руководитель МЗОЦМ С. Тушков. В 2024 г. завод запустил алюминиевый дивизион. На данный момент здесь выпускается 300 т металлопродукции в месяц, в перспективе производство расширится до 2 тыс. т. Чтобы завести продукцию на рынок, предприятие предлагало участникам рынка низкие цены, но стоимость будет повышаться. Загрузка уже расписана на длительный период времени. Стратегия МЗОЦМ заключается в дальнейшей переработке своей продукции, в повышении добавленной стоимости. Завод работает на собственных средствах, за счет чего может обеспечивать хорошие условия для своих потребителей. Объемы инвестиций в развитие предприятия будут исчисляться миллиардами рублей, и в планах кратное усиление позиций на рынке.
Затем представители компаний ПромЦветМет, КЭМ и Лист отметили, что для торговцев цветными металлами 2024 г. можно охарактеризовать как позитивный по сравнению с предыдущим годом. Особенно хорошим выдалось I полугодие. Все участники металлоторгового рынка достаточно сильно затарены, поскольку приобретали продукцию по несколько норм под работу с гособоронзаказом, и сейчас стараются избавляться от излишних остатков. Также ведется активная работа по снижению доли кредитных средств в бизнесе и по сохранению маржинальности. Кроме того, многие активно развивают направление металлосервисных услуг.
Следующая встреча, посвященная спотовому рынку цветных металлов и складской логистике на металлобазах цветмета, запланирована на май 2025 г. Она пройдет в Санкт-Петербурге. Подробную информацию о данном мероприятии можно получить на сайте РСПМ.
Поделись с коллегами:
Читать все новости
Искать в архиве
РСПМ в социальных сетях: