Новости РСПМ и компаний

08.11.2024 Г. Щуров: «Мы хотим, чтобы с нами ассоциировались такие понятия, как качество, сервис, гибкость!» (интервью)


В текущих экономических условиях бизнес сталкивается с новыми уникальными вызовами и получает эксклюзивные возможности. Стабильное развитие требует высокой адаптивности и инновационности, нестандартных решений и стратегического подхода. Как эти принципы реализуются в деятельности Торгового дома ММК (ТД ММК), рассказал его директор Григорий Щуров.

Григорий Викторович, начнем с общего. Как вы оцениваете состояние рынка металлургической продукции?

Если говорить о I полугодии 2024 г., то мы наблюдаем довольно интересную картину. С одной стороны, рынок потребления металлопродукции продемонстрировал рост на 0,6% по сравнению с прошлым годом — это, конечно, хорошо. Но с другой стороны, этот показатель обеспечивается за счет разных сегментов.

Машиностроение, например, радует своим ростом на 6%. Продолжают наращивать объемы и автопроизводители. А вот энергетический сектор просел на 4,7%, и это ощутимо. Но будем надеяться, что это временное явление.

Строительная отрасль, являющаяся нашим основным потребителем, выросла на 0,7%, чем, безусловно, порадовала металлургов, но хотелось бы большего. Конечно, бум на рынке индивидуального жилого строительства поддерживает спрос, однако повышение ключевой ставки, отмена льготной ипотеки и дефицит кадров вносят свои коррективы.

Какие результаты показывает ТД ММК на этом фоне?

Несмотря на внешние факторы и волатильность на рынке металлопродукции, компания продолжает демонстрировать устойчивый рост продаж. Так, по итогам I полугодия 2024 г. мы увеличили объемы реализации на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А мы помним, что он был весьма успешным для металлотрейдинга. В целом компания растет выше рынка, потому что мы не только удерживаем свои позиции, но и активно завоевываем новые рынки.

И как у вас это получается? С какими вызовами приходится сталкиваться?

Если говорить в общем, то суть заключается в постоянном прогрессе по всем направлениям нашей работы. С целью адаптации к изменяющимся условиям мы применяем несколько ключевых стратегий.

Это, в частности, диверсификация. Мы непрерывно расширяем ассортимент продукции и географию присутствия, чтобы снизить зависимость от одного сегмента рынка. Одновременно активно используем аналитические инструменты для прогнозирования рыночных трендов, что тоже является залогом принятия взвешенных решений.

Чтобы оперативно реагировать на изменения спроса, мы находимся в тесном контакте с нашими партнерами, прежде всего, конечно, с Группой ММК. Совместные проекты по всей цепочке поставок позволяют эффективно решать сложные задачи и адаптироваться к меняющимся условиям рынка. Благодаря гибким производственным мощностям мы можем быстро перенастроить структуру и сортамент склада под новые требования рынка.

Инвестиции в инновации — это еще один приоритет. «Цифра» позволяет оптимизировать процессы, снижать затраты, предлагать клиентам более выгодные условия покупки и, как результат, увеличивать продажи. Лучшим подтверждением этого является наш маркетплейс — объемы реализации через этот канал растут. Так, за восемь месяцев текущего года металлопродукции продано больше, чем за весь 2023 г. Среднемесячный объем продаж составил 10,6 тыс. т.

MMK Market постоянно совершенствуется с учетом запросов потребителей. Например, последнее нововведение — возможность узнать о наличии металлопроката на ближайшем складе и оформить заказ в упрощенном формате

Значит ли это, что вы готовы уйти в онлайн-продажи? Какова ваша политика в части каналов продаж?

Сейчас мы действительно много внимания уделяем развитию онлайн-продаж. Это обязательное условие для движения вперед на высококонкурентном рынке. В текущем году было запущено мобильное приложение MMK Market — единственное среди российских металлургических маркетплейсов. Кроме того, мы вышли на Ozon, развиваем там собственную интернет-площадку. За семь месяцев текущего года через нее реализовано 18,83 т метизной продукции по выгодной для клиента цене.

Но наша отрасль достаточно консервативная, поэтому маловероятно, что мы полностью уйдем в онлайн в ближайшее десятилетие. Основным каналом сбыта на сегодняшний день остаются офлайн-продажи — традиционная складская торговля с достаточно развитым сервисом хранения, с доработкой в ряде подразделений.

Что касается розничных продаж, то здесь мы фиксируем настоящий прорыв: за полугодие 2024 г. наши 16 розничных площадок показали более чем двукратный рост реализации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Как сейчас построена ваша складская программа?

Складская программа формируется исходя из потребностей клиентов в регионах присутствия ТД ММК. Мы тщательно изучаем спрос по видам продукции, учитываем изменения потребления, новые предпочтения и запросы, анализируем статистику продаж. Определив на верхнем уровне виды продукции, работаем уже более детально с наполнением сортаментной линейки наших складов.

Контроль запасов осуществляется в том числе через коэффициенты оборачиваемости на всех уровнях планирования вплоть до номенклатурной позиции. Основная цель здесь заключается в том, чтобы избежать как перезатаривания складов монопозициями, так и появления попозиционных «пробоев» в совокупной линейке склада. Для повышения эффективности складирования внедряем систему «Умный склад», которая позволяет вести учет и анализ запасов в режиме реального времени, реализовывать систему адресного хранения, контролировать и мониторить поступающий и отгружаемый металлопрокат, оптимизировать бизнес-процессы и ускорять документооборот. В ближайших планах внедрение системы интегрированного планирования потребности закупки металлопроката и управления цепочками поставок. Это повысит точность, скорость и прозрачность планирования.

Параллельно совершенствуем логистические цепочки, чтобы сократить сроки доставки продукции и снизить транспортные расходы. Речь идет об оптимизации маршрутов, об использовании современных систем управления складом, о внедрении цифровых технологий для отслеживания грузов.

Сейчас у нас реализуется проект «Перевалка», подразумевающий транспортировку продукции как на склад в регионе, так и непосредственно до покупателя. Это уже повысило эффективность доставки за счет разницы между тарифами на доставку железнодорожным и автомобильным транспортом. Тендеры на междугородние перевозки, которые проводятся с помощью российского цифрового сервиса, позволяют выбрать наиболее оптимальное предложение, что в свою очередь способствует сокращению логистического бюджета и сроков доставки продукции. Дополнительный эффект мы получаем за счет отказа от услуг хранения. Стоит отметить, что в 2023 г. в рамках данного проекта перевезено 53 тыс. т.

В целом служба закупок и логистики работает по трем основным направлениям. Первое по важности и приоритету — это получение на склады металлопроката от Группы ММК, второе — продукция, поступающая с переработки от собственных сервисных металлоцентров, третье — продукция, поставляемая нашими партнерами — сторонними производителями. В результате ТД ММК стабильно закрывает все потребности покупателей как в необходимом сортаменте, так и в сроках и объемах поставок.

Расскажите о развитии сервисной металлопереработки в составе ТД ММК.

Расширение металлопереработки идет по плану — в рамках стратегии развития ТД ММК на 2024—2026 гг.

Так, в январе текущего года в подразделении, расположенном в г. Щелково (Московская обл.), были запущены агрегат поперечной резки горячекатаных рулонов производительностью 7 тыс. т в месяц и агрегат по производству просечно-вытяжного листа.

В г. Магнитогорске введены в работу шесть новых агрегатов по размотке бунтовой арматуры и агрегат по производству сварной сетки. В январе 2025 г. в этом филиале планируется запустить агрегат поперечной резки горячекатаных рулонов производительностью 10 тыс. т.

В г. Кемерово в следующем году будет запущен агрегат поперечной резки горячекатаных рулонов и организован участок холодной переработки металла.

Ввод новых мощностей — это расширение ассортимента, возможность приобрести новые виды металлопереработки.

Как вы оцениваете результаты работы компании? Как это влияет на стратегию развития?

Для нас оценка результатов — как компас для мореплавателя, поэтому мы постоянно анализируем, что у нас получается хорошо, а что требует улучшения. Это непрерывный процесс для непрерывного развития.

Во-первых, мы смотрим на финансовые показатели. Рост прибыли, рентабельность, оборачиваемость складских запасов — все это важные метрики, помогающие нам понять, насколько эффективно мы работаем.

Во-вторых, оцениваем операционные показатели: скорость обработки заказов, уровень удовлетворенности клиентов, эффективность производственных процессов и многое другое. Эти показатели позволяют выявлять узкие места и предпринимать меры для их устранения.

В-третьих, анализируем рыночные показатели. Доля рынка, динамика емкости спотового рынка и позиционирование бренда дают возможность понять, насколько конкурентоспособна на рынке компания. Помимо этого, мы отслеживаем производительность труда и текучесть кадров, а также проводим регулярные опросы клиентов, чтобы понять их потребности и ожидания.

Полученные данные тщательно анализируются и используются для корректировки стратегии развития бизнеса по ключевым направлениям работы, для расширения ассортимента, для запуска новых металлосервисных, логистических и складских услуг.

Кто является вашими клиентами? Есть ли планы по расширению клиентской базы в ближайшее время?

Для нас клиент — это не просто покупатель, а партнер, поэтому мы делаем все возможное, чтобы отношения были максимально комфортными и взаимовыгодными.

Основной пул наших заказчиков составляют конечные потребители — производители ЛСТК, специальной и дорожно-строительной техники, крупные застройщики. Их доля в продажах — более 80%.

Среди наших клиентов даже есть один производитель бытовой техники, и для нас это предмет особой гордости, поскольку, несмотря на предъявляемые им высокие требования по качеству, мы способны удовлетворить их в полной мере.

В компании активно внедряется персонализированный подход. Каждый клиент — это уникальный бизнес со своими потребностями и предпочтениями. И одной из основных опций в этом направлении является размещение металлопроката в производство под конкретные размеры и требования покупателя. Мы продолжим углубляться в эту специфику, чтобы быть максимально удобными для потребителя.

Кроме того, мы непрерывно работаем над улучшением качества обслуживания, в том числе с помощью цифровизации услуг. Отслеживание заказа, персональные предложения, служба поддержки — нашим клиентам все это доступно в любое время суток.

Отдельное внимание в компании уделяется развитию компетенций сотрудников. В частности, проводятся регулярные тренинги и семинары, чтобы персонал всегда был в курсе последних тенденций в отрасли и эффективно работал с клиентами.

Какова сейчас доля ТД ММК на рынке дистрибуции? Есть ли цель нарастить эту долю? Ставите ли вы перед собой долгосрочные цели развития?

Текущую долю, которую занимает торговый дом, мы оцениваем в 7,5%. И это не предел — планируем расти дальше, чтобы стать более заметными игроками на спотовом рынке России. И добиться этого предполагается за счет наращивания продаж проката, включающего дополнительную металлообработку, а также путем развития поставок под особые требования клиентов. От понимания емкости новых ниш, которые мы хотим занять, формируются долгосрочные планы развития компании. Учитывая это, мы стремимся не просто увеличивать объемы продаж, но и укреплять наши позиции как надежного и эффективного партнера для наших клиентов. Мы хотим, чтобы с нами ассоциировались такие понятия, как качество, сервис, гибкость.

ИИС Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube 

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?