Новости РСПМ и компаний
17.01.2024 Как себя чувствуют трейдеры и СМЦ на рынке проката цветных металлов? Что будет дальше?
Журнал «Металлоснабжение и сбыт» решил выяснить, как для металлоторговых компаний на рынке проката цветных металлов прошел 2023 г., как складывались их взаимоотношения с производителями, как себя чувствуют контрагенты, какая продукция и услуги наиболее востребованы на рынке и какие есть перспективы. Мы задали ряд вопросов руководителям и специалистам компаний – участникам рынка.
Как вы охарактеризуете российский рынок проката цветных металлов в 2023 г.? Какие изменения на нем происходили?
Александр Березин - генеральный директор, Лист
Что касается внутреннего рынка проката цветных металлов, то по сравнению с 2022 г. мы наблюдаем пусть незначительный, но рост объемов потребления. Это происходит из-за продолжающегося увеличения гособоронзаказов и начавшегося импортозамещения. Если в 2022 г. рынок приспосабливался к новым реалиям, то в 2023 г. мы увидели, как на предприятиях машиностроения, в электротехнике и производстве высокотехнологичной продукции постепенно растет производство за счет освоения новых ниш. Существует небольшой спрос и со стороны стран ближнего зарубежья.
Вадим Закатов - генеральный директор, ПКФ Невский Алюминий
После резкого снижения объемов потребления и цен, наблюдавшегося на российском рынке цветных металлов со второй половины 2022 г., в начале 2023 г. сложилось ощущение, что такая тенденция сохранится еще на протяжении полугода. Но во II квартале 2023 г. рынок начал медленно восстанавливаться, возобновился спрос на продукцию и одновременно наблюдался небольшой рост цен. Со второй половины 2023 г. рынок проката цветных металлов уверенно показал себя растущим за счет увеличения потребления в разных отраслях внутреннего рынка, развития программ импортозамещения и привлечения большого количества коммерческих структур для выполнения этих задач, а также государственных заказов. Цены во II полугодии 2023 г. оставались относительно стабильными, за исключением той номенклатуры продукции, где наметился существенный дефицит продукции отечественного производства и которую нельзя быстро заместить импортными аналогами, в большей степени китайскими.
Дмитрий Маяков - заместитель руководителя проекта «Цветные металлы», Металлсервис
Минувший год выдался максимально не стабильным. Первая половина года прошла под девизом «дефицит везде и во всем», вторая — «дорогие деньги». Все это не могло не сказаться на розничных продажах. Приходилось постоянно в «ручном режиме» корректировать текущие нужды, а также планы.
Сергей Буниц - акционер, Галактика
Рынок 2023 г. оставался дефицитным по полуфабрикатам из алюминия, по медной группе дефицита продукции почти не было.
Борис Игонькин - генеральный директор, ПЦ Гефест
Завершившийся год был полностью под влиянием СВО. Ужесточения и ввод новых санкций практически полностью закрыли экспорт продукции заводов-производителей. В связи с этим освобожденные мощности переориентировали под выпуск продукции для нужд гособоронзаказов. По некоторым позициям металлопроката образовался дефицит, и, по законам рынка, на данные позиции значительно увеличилась рыночная цена. На свободную нишу уже претендует продукция из Китая, а высокие цены только подогревают эту возможность. Ограничения и санкции практически полностью закрыли импорт продукции из Европы и США. Приходится решать вопросы импортозамещения или искать альтернативных поставщиков в восточном регионе. Прошедшая в ноябре выставка «Металл-Экспо» показала, что по сравнению с прошлыми годами значительно увеличилось количество участников из Китая, то есть в данной ситуации для китайских компаний рынок России является перспективным.
Сергей Русанов - генеральный директор, Промэко
В 2023 г. главной проблемой металлотрейдеров было поймать тот день и тот час, когда открывалось окно возможностей для размещения заказа на дефицитную продукцию на заводе-изготовителе. Исходя из новых реальностей, много времени уходило на согласование объема размещаемого заказа и времени его изготовления.
Каким было положение дел у металлотрейдеров в минувшем году? Какие тренды в торговле продукцией цветных металлов вы можете выделить?
А. Березкин:
Металлотрейдеры столкнулись с такими проблемами, как, например, дефицит некоторых позиций в номенклатуре поставляемой продукции из-за увеличившегося спроса и проблем с ее изготовлением. Ощущалась волатильность цен. Усугубилась проблема с кадрами — не хватает специалистов, особенно рабочих специальностей и инженеров. За прошлый год существенно выросла заработная плата. В итоге максимально снизить себестоимость поставляемой продукции и успешно конкурировать снова становится трудно.
В. Закатов:
В 2023 г. каждый металлотрейдер взял на себя ответственность за тот сегмент рынка, где он чувствовал себя наиболее уверенно и производительно как для себя, так и для обеспечения и поддержки своих потребителей. В прошлом году можно выделить тренд набирающей популярность и относительно новой для рынка цветной металлургии электронной коммерции в торговле металлопродукцией. Данное направление становится привлекательным, увеличивается количество участников электронных площадок, в связи с чем заметно растет география запросов на металлопрокат вместе с увеличением доли сферы услуг.
Д. Маяков:
В 2023 г. спрос стабилизировался, и произошло это по причине насыщения рынка готовой продукцией. Стоимость заемных средств возросла — это важный аспект, который нельзя не учитывать.
С. Буниц:
В минувшем году было сложно работать под заказ из-за непредсказуемых сроков поставки продукции от производителей. Чуть легче было тем, кто имел большой складской ассортимент или тем, кто предугадал спрос.
Б. Игонькин:
Трендами последних лет являются увеличение работы по ГОЗ, проверки со стороны контролирующих органов, увеличение на рынке продукции из Китая.
С. Русанов:
На протяжении всего года приходилось усилено работать над пополняемостью складских запасов, чтобы вовремя закрывать бреши в матрице предложения для покупателей, поскольку сроки изготовления отдельных товарных групп растягивались и составляли более трех месяцев. Мы были вынуждены искать новых поставщиков, чтобы избежать снижения уровня складских запасов и сокращения номенклатурного ряда.
Как складываются взаимоотношения с производителями продукции из цветных металлов? Насколько они удовлетворяют запросы дистрибьюторов и трейдеров? Что хотелось бы улучшить в сотрудничестве, и как этого достичь?
А. Березкин:
Взаимоотношения с производителями складываются непросто. От заводов хотело бы больше гибкости, оперативных ответов и прозрачности по ценам. В связи с ограничениями по квотам на некоторую продукцию нам приходится искать зарубежные аналоги. Мы были бы рады, если бы производители не выделяли кого-то из своих дилеров, а придерживались единой системы ценообразования, а также не соревновались со своими же дилерами за конечных потребителей, а средних и мелких клиентов направляли напрямую к своим представителям в регионах. Если решить эти вопросы, то и мы, и производители с легкостью выполним все свои обязательства.
В. Закатов:
Взаимоотношения с производителями продукции из цветных металлов складываются демократично. Как и многие трейдеры, наша компания сейчас испытывает трудности при размещении заказов и в части сроков их исполнения. Считаю, что улучшение ситуации возможно после сокращения доли ОПК в заводском заказе.
Д. Маяков:
Взаимоотношения складывались на взаимовыгодной основе: даже в период дефицита были положительные моменты, которые сейчас можно вспомнить с улыбкой. На мой взгляд, ничего не нужно менять, все работает как часы.
С. Буниц:
Производители перегружены гособоронзаказами, поэтому трейдеры стараются своевременно занять оставшиеся квоты, спрогнозировать спрос, и иногда заказать впрок.
Б. Игонькин:
Заводы-производители сокращают квоты для металлоторговых компаний, а по некоторым позициям практически полностью остановили набор заказов. Сроки выполнения заказов увеличиваются, и в данной ситуации становится сложнее планировать заказы.
Для улучшения сотрудничества необходимо выделить квоты или какие-либо объемы по всей выпускаемой номенклатуре, в противном случае на складах образуется перекос по номенклатуре, и, как следствие, значительно увеличиваются цены на ряд дефицитной продукции, что и происходит в настоящий момент на рынке.
С. Русанов:
Новые вызовы привели к увеличению нагрузки на производителей, что не могло не сказаться на качестве взаимоотношений между металлотрейдерами и производителями, которые подчас отказывали в размещении определенных товарных групп или обозначали крайне не выгодные сроки изготовления. Но мы прекрасно понимаем, что выполнение госзаказа является чрезвычайно важной и приоритетной задачей, и надеемся, что в дальнейшем сможем в полной мере и в кратчайшие сроки получать заказанную продукцию.
Читать материал полностью в свежем номере журнала "Металлоснабжение и сбыт".
Поделись с коллегами:Читать все новости
Искать в архиве
РСПМ в социальных сетях: