Новости РСПМ и компаний
15.12.2022 Игроки рынка труб надеются на улучшение ситуации на рынке
Сегодня в Москве прошел круглый стол на тему «Спотовый рынок стальных труб: состояние и перспективы развития». Организаторами по традиции выступили Российский союз поставщиков металлопродукции и Корпорация А ГРУПП.
В круглом столе приняли участие более 70 руководителей и специалистов компаний-участников рынка стальных труб (очно в зале более 30, а онлайн более 40).
Участники обсудили итоги работы трубной промышленности России в 2022 г., состояние и прогнозы сбытовой политики на спотовом рынке труб, критерии формирования ценовой политики производителей в отношении металлотрейдеров в зимний период 2022/2023 гг.
В.Тарнавский, руководитель аналитического блока ИИС "Металлоснабжение и сбыт", представил видение ситуации на мировом и российском рынке плоского проката. Он отметил, что в мире в секторе листового проката, в последние месяцы преобладали негативные тенденции, основной причиной которых было падение спроса. Однако с ноября цены на различных региональных рынках мира начали расти. Этому способствовали два основных фактора – рост затрат металлургических компаний и оживление в Китае. Начало зимы в Европе запустило новое повышение цен на электроэнергию. По прогнозам западных экспертов, цены на природный газ и тарифы на электроэнергию здесь останутся высокими, как минимум, до 2024-2025 гг.
Во второй половине 2022 г., колебания на мировом рынке металлолома происходили в относительно узком интервале, примерно на 20-30% ниже показателей 2021 г. Но в последние несколько недель лом дорожает. Причинами этого роста стали недостаточный объем предложения и оживление спроса на некоторых рынках. Произошел разворот вверх цен и на рынках ЖРС. Можно предположить, что цены на эту продукцию продолжат рост и в начале 2023 г.
В КНР ослабление ковидных ограничений и появление благоприятных экономических ожиданий способствовали повышению цен на стальную продукцию и росту экспортных котировок. Возобновление роста цен на стальную продукцию в начале ноября способствовало подъему во всей Азии. Предполагается, что и в ближайшие месяцы Китай станет одним из основных источников повышения котировок на мировом рынке.
В РФ, в последние месяцы внутренние и экспортные цены на горячекатаный прокат колебались примерно в одинаковом режиме. Однако повышение за рубежом вряд ли будет сопровождаться ростом на российском рынке, где влияние на цены оказывают иные факторы, прежде всего, экономические. Спад российского ВВП во третьем квартале 2022 г. составил 4,4%. Это много, но меньше, чем во время ковида или в период кризиса 2014-2016 гг. По прогнозу ЦБ России, крайняя точка спада ожидается летом 2023 г.
По данным Росстата, темпы спада ВВП, в последние месяцы, остаются относительно постоянными. В дальнейшем можно ожидать снижения этого показателя. Но нового роста, скорее всего, придется ждать, как минимум, до весны-лета 2023 г.
Согласно данным того же Росстата, даже во время ковида, в российской строительной отрасли продолжался рост. После торможения в конце 2021 – первой половине 2022 г. он возобновился ускоренными темпами. При этом темпы роста потребления электроэнергии в России в 2022 г. замедлились, но сам рост не прекратился. Это свидетельствует о том, что спад в экономике страны имеет достаточно умеренный характер.
Несмотря на то, что делать прогнозы в наше время дело неблагодарное В. Тарнваский предположил, что в России, скорее всего, будет стабильность или незначительное понижение цен в случае избытка предложения стальной продукции. Для остального мира можно прогнозировать стагнацию в случае обострения экономического кризиса или небольшой рост.
Далее выступил А. Ермаков, директор по развитию и маркетингу Корпорации А ГРУПП. Он представил анализ ситуации на спотовом рынке труб РФ. По его информации, по статистике железнодорожных перевозок за 11 месяцев объем закупки рулонов отечественными трубными заводами снизился по сравнению с АППГ всего на 5%, а значит рынок труб по объемам смог сохраниться на прежнем уровне. В декабре тоже отмечается высокая загрузка производств.
По данным той же железнодорожной статистики отгрузка металлопроката на металлотрейдеров за 11 месяцев 2022 г. составила 12,9 млн.т (в январе-ноябре 2021 г. - 13 млн.т), то есть снижение составило всего 0,8%. Причем в этом году отгрузка выросла в таких округах, как ДВФО (+17,8%), СФО (+5,8%), УрФО (+3,1%), ЮФО (+23,6%). В ЦФО отгрузки уменьшились на 6,3%, в СЗФО – на 9,5%.
Продолжается консолидация рынка. Так, доля 10 крупнейших металлотрейдеров в общем объем железнодорожных отгрузок за 11 месяцев выросла до 74%. В 2021 г. их доля была 72%.
Свои оценки рынка высказали также Д. Вохмяков, директор по отраслевым и региональным продажам ТМК, В. Шипунов, исполнительный директор Королевского трубного завода, И. Михеев, заместитель генерального директор компании Металлсервис, Д. Тихонов, коммерческий директор Нижне-Волжского трубного завода, И. Пылаев, коммерческий директор ПМХ Тагильская Сталь и др.
Рынок труб текущего года они оценили как очень неровный.. Спрос в течение этого периода то падал до минимальных уровней, то показывал неожиданный всплеск. В частности, сезонный рост потребления в этом году пришелся на сентябрь, хотя обычно он проявлялся весной-в начале лета. Хронически стоимость трубы на региональных рынках не дотягивала до уровня цен на рулонный прокат. Большие потери в потреблении было характерно для промышленности, при этом строительство осталось в позитивной зоне.
Обеспокоенность игроков вызывает то, что на 2023 г. пока нет никаких позитивных сигналов, которые бы свидетельствовали о возможном улучшении. В жилищном строительстве накопился большой объем построенного, но пока не купленного жилья. Участники рынка ищут новые способы адаптации к текущим условиям.
А.Ермаков также привел результаты анкетирования компаний-поставщиков труб. Согласно результатам опроса, результаты деятельности за 11 месяцев 2022 г как отличные отметили 12% (в 2021 г. таких было 15%), как хорошие – 32% (в 2021 г. – 62%), удовлетворительные – 44% (19%) и неудовлетоврительные – 12% (4%). Продажи трубной продукции за 11 месяцев текущего года по отношению к предыдущему году выросли у 36% ответивших (в 2021 г. у 55%), остались на прежнем уровне - у 32% (в 2021 г. - у 28%), упали - у 32% (17%).
При этом 21% ответивших отметил рост продаж на 5-20%, и у 21% продажи упали на 5-20%.
Наибольший прирост в продажа были отмечены в сегменте профильных труб (рост более 30%) и электросварных труб диаметром до 219 мм (рост примерно на 20%). Лидером падения оказалась оцинкованная электросвараная труба диаметром до 219 мм (падение на 30%).
Рейтинг основных барьеров в развитии трубного рынка в 2022 г. оказался следующим: антироссийские санкции отметили 22% ответивших, СВО – 20%, высокую волатильность цен на трубу – 16%, завышенную цену на рулон – 16%, недостаток крупных инфраструктурных проектов – 14%.
В качестве основных угроз в развитии трубного рынка в 2023 г. были обозначены: существенное снижение спроса на трубы и металлопрокат – 31% респондентов, рост доли рынка торговых домов производителей – 18%, усиление влияния комбинатов на рынок производителей труб – 14%, существенное снижение цен на трубы и металлопрокат – 12%.
Наиболее важными факторами для привлечения и удержания клиентов в текущей ситуации на рынке металлоторговли стали: гибкая ценовая политика; скорость и качество отгрузок со складов; широта ассортимента; скорость обратной связи продавца; гибкие условия оплаты; доставка автотранспортом; услуги СМЦ; имидж поставщика; транзитные схемы отгрузки; интернет-продажи.
Согласно опросу, количество пессимистов на рынке выросло. Так, прогнозируя динамику рынка в 2023 г., только 12% опрошенных предположили, что будет рост. На сохранение рынка на том же уровне надеются 52%, падение предполагают 36% анкетируемых.
Общий обзор мероприятия будет опубликован в январском номере журнала "Металлоснабжение и сбыт".
Поделись с коллегами:
Читать все новости
Искать в архиве
РСПМ в социальных сетях: