Новости РСПМ и компаний

25.04.2022 Трансформация управленца: версия 5.0 (основатель БМК О.Чернов о своем пути в бизнесе)


В канун своего 50-летия основатель Балтийской Металлургической Компании (БМК), индустриального парка «Штальверк» и Балтийского металлообрабатывающего кластера Олег Чернов размышляет о предпринимательстве как о пути самопознания, и раскрывает секреты вечной бизнес-молодости.

К началу 1990-х годов мечты суворовца О. Чернова о блестящей карьере военного и генеральских звездах на погонах окончательно рухнули — надо было учиться жить в новых условиях. Поэтому для молодого инженера первой ступенькой на карьерной лестнице стал отдел снабжения, где и случилось его близкое знакомство с металлопрокатом.

«В какой-то момент я подумал, что нельзя упускать возможность трансформировать уже приобретенный опыт во что-то свое, — вспоминает О. Чернов. — Само время вдохновляло пробовать: 1990-е годы дарили предпринимателям огромное количество возможностей. К тому же, когда ты молод, вообще нет чувства страха. Открыть свое дело стало вполне осознанным выбором. Вопрос был в другом: с чего начать? Помню, каким откровением для меня стали первые лекции и семинары, посвященные коммерческой деятельности и частным кооперативам. Это сейчас государство активно способствует первичному росту предпринимательства, а интернет предоставляет любую информацию. Нам же приходилось буквально по крупицам собирать знания. Но оттого ценнее становились эти знания: хотелось быстрее их опробовать, не расплескать, внедрить. Тогда и появилась мысль открыть нашу первую „железную“ компанию».

Да, начинать бизнес в области металлотрейдинга в такой «черный» год, каким стал 1998 г. для российской экономики, — это что-то вроде шоковой терапии для начинающего бизнесмена: пан или пропал. Это потом О. Чернов скажет, что любой кризис — время возможностей. А тогда, в 1998-м, ему с командой друзей пришлось решать проблемы растущего бизнеса в рушащейся экономике страны.

«С самого начала мы были очень амбициозны, — говорит О. Чернов. — „Завоевать позиции лидера, внедрить высокие стандарты обслуживания, организовать быструю доставку, обеспечить 100%-ную металлообработку!“ — такие слоганы легли в основу наших первых KPI. Бизнес расширялся: мы приобрели территорию тарного комбината, переоборудовали ее в самый большой в Прибалтике крытый склад, наладили пути сбыта продукции, разработали логистические схемы и алгоритмы работы с покупателями. И порой все превращалось в непреходящий день сурка: работа, работа, работа. Сейчас я понимаю, что это было нормой. Первый этап построения успешного бизнеса сродни спорту высоких достижений — через преодоление и упорный монотонный труд. Только полностью инвестируя время и энергию (а глупые и невежественные бизнесмены, коими мы все поначалу являемся, вкладывают еще и неприкосновенный запас — здоровье), можно запустить бизнес-машину. Амбиции и своего рода самоотреченность станут тем ядерным топливом, которое выведет ракету на орбиту. Но наряду с радостью от первых побед постоянно будет зудящее недовольство результатом».

За первые десять лет существования компании О. Чернов не остановился на торговле металлом, а решился на серьезную диверсификацию бизнеса. Состоялся практически одновременный запуск новых направлений — металлообработки, собственного производства профлиста, металлочерепицы и арматуры, создание завода металлоконструкций, онлайн-торговли. Рывок себя оправдал благодаря элементам третьего квадранта — эффективной системе управления, инвестициям, сбалансированной задолженности и, конечно, команде.

Очередной виток трансформации настиг теперь уже промышленника О. Чернова в 2019 г.

«В нашей компании сформировалась надежная команда, была наработана клиентская база, функционируют бизнес-процессы, укрепились деловые связи, — говорит О. Чернов. — Казалось бы, компания достигла в своем жизненном цикле долгожданного этапа, который известный бизнес-консультант Ицхак Адизес (Ichak K. Adizes) называет стабилизацией. Но именно в тот момент пришла мысль, что следующими закономерными шагами вполне могут стать „бюрократизация“ и „смерть“. И это не предчувствие, а статистика: средний срок жизни малого и среднего бизнеса в Японии и Европе составляет всего лишь 12,5 года. Так что спустя 13 лет в бизнесе я осознал, что пришло время прощаться со стадией „управляющий“ и осваивать новый квадрант — „инвестор“. Настал период моей личной трансформации и поиска новых форм самореализации».

Так появился новый проект О. Чернова — Инвестиционный Металлургический Союз, где апробировали и тестировали бизнес-процессы, ставшие основой новых проектов под брендом «БМК», в том числе не связанных с металлотрейдингом.

«Были эксперименты, которые не „заходили“ с первого раза, — вспоминает О. Чернов. — Были и откровенные неудачи. Так, один из проектов нам даже пришлось заморозить в силу ошибочной бизнес-ставки. Но были и весьма перспективные идеи. Именно в тот период появилась мысль создать первый в регионе индустриальный парк».

В этот проект О. Чернов заходил уже в новом статусе — в статусе инвестора.

«Девять лет работы, более 1 млрд руб. инвестиций в оборудование и инфраструктуру — мы строили эту площадку не торопясь и основательно, — говорит он. — Сегодня в нашем индустриальном парке „Штальверк“ мы лишь помогаем резидентам превращать их бизнес-проекты в конкурентоспособные производства, делясь своим опытом и наработками. А названием мы хотели подчеркнуть, что на нашей территории развития прекрасно уживаются русская основательность и присущая немецкому промышленнику скрупулезность».

Команда друзей

«Бизнесмен без команды — это ремесленник, ограниченный не только своими физическими возможностями, но и своим кругозором. Настоящий бизнес строится для людей и вместе с людьми». О. Чернов с этой заповедью Р. Кийосаки (Robert Kiyosaki) согласен абсолютно.

«Думаю, мне просто повезло, что судьба подарила преданных друзей, на поверку оказавшихся профессионалами, умеющими прокачивать свои навыки иногда быстрее меня», — уверен предприниматель.

Действительно, ключевые фигуры, стоявшие в свое время у истоков Балтийской Металлургической Компании, и по сей день рядом с ее основателем, но уже в новом качестве: О. Крамаренко возглавляет сейчас самостоятельный проект «Строительство и металлоконструкции» (СТРИМ), А. Поляшенко руководит своим проектом «Гипермаркет металла БМК», В. Буров полностью курирует «Металлообработку и металлоконструкции», А. Зайцев, которого в шутку называют главным сенсеем БМК, раскручивает непростую историю индустриального парка «Штальверк», а «железная леди» компании, И. Грабовская, уверенно руководит еще одним самостоятельным проектом бренда «БМК» — «Строительные материалы БМК».

Когорту опытных руководителей пополняют предприниматели нового поколения: И. Трофимов, начинавший в компании менеджером коммерческого отдела, возглавил производственный проект «Сервисный центр БМК» по обработке рулонной и арматурной стали.

«Мы всегда хотели быть компанией широких возможностей, где каждый сотрудник может открыть свое дело и реализовать свой проект, — говорит О. Чернов. — И я рад, что это удалось. По итогам десяти лет экспериментов могу смело резюмировать, что мы запустили шесть успешных и стабильных бизнес-проектов, а мои коллеги, рискнувшие их возглавить, стали собственниками своего бизнеса. Для меня эффективная бизнес-схема будущего — это вот такие содружества самостоятельных самоокупаемых проектов, объединенных общими взаимозависимыми целями».

Борьба с дефицитом – новый персональный вызов

«В моей концепции бизнесмен имеет четыре ресурса: финансы, статус, энергия и время, — рассуждает О. Чернов. — Если бизнес растет, то, как правило, вопрос с деньгами и статусом закрывается сам собой. А вот энергия и время уходят в дефицит. Как с этим быть? Один из способов — грамотно структурировать работу с разными видами капитала и ставить правильные временные рамки, жестко планировать и распределять время».

Быть бизнесменом, по мнению О. Чернова, значит, постоянно прокачивать навыки и бороться с внутренним невежеством.

«Помните поговорку: „У победы много отцов, лишь поражение — сирота“? Раньше я мог себе позволить перекладывать часть ответственности за неудачи на обстоятельства. Людям свойственно снимать с себя ответственность в случае провала. Опасность в том, что аналогичную ошибку вы обязательно повторите в новом проекте. Для бизнесмена слишком дорого ошибаться на одном и том же месте. Поэтому я взял за правило напоминать себе, что только я являюсь причиной и автором этой конкретной неудачи. Ну а второе правило — делать выводы из допущенной ошибки. Ведь успешные люди — это не те, у кого не бывает неудач, а те, кто не шагает по тем же граблям».

Про счастье и успех

Совместимы ли успех и счастье? А успех и спокойствие? Казалось бы, есть очевидный ответ, но позиция О. Чернова озадачит поклонников гармоничного развития личности.

«Нужно быть в дисбалансе, — уверен предприниматель. — Успешный бизнесмен, в моем понимании, всегда недоволен своим положением и своим делом. Это мотивирует совершенствоваться, искать новые пути. Да, фактически это означает, что для того, чтобы добиться успеха, нужно быть несчастливым. Счастье — это стабильность, размеренность. Как балансировать между этими понятиями? На мой взгляд, тут поможет ступенчатый принцип построения жизни. На каком-то этапе ты жертвуешь хобби, дружбой, любовью. Достигнув уровня, который сам себе поставил (или, не достигнув, но исчерпав время и энергию), переходишь к другой фазе — успокаиваешься, приводишь личные дела в порядок и наслаждаешься передышкой. Частая ошибка состоит в том, что когда человек достиг успеха, он начинает думать о его новом витке. А нужно думать о новом витке счастья!»

В цифре 50 очень много символизма. Что будет, когда перешагнешь этот рубеж? О. Чернов ответил и на этот вопрос: «Мне очень понравилась схема движения основателя Alibaba Джека Ма: „До 20 лет будьте студентом, подождите с предпринимательством, научитесь чему-нибудь. До 30 — следуйте за кем-то. Поработайте в компании. Важно, за каким боссом вы следовали. Хороший начальник научит важным вещам. С 30 до 40 лет вы работаете на себя, если действительно хотите быть предпринимателем. С 40 до 50 лет делайте то, что у вас хорошо получается, не пытайтесь перебежать куда-то еще — для новой сферы уже поздновато. Сфокусируйтесь на лучших своих достижениях. С 50 до 60 лет работайте на молодых людей — они могут делать многое лучше вас, поэтому учите их, инвестируйте в них. После 60 лет тратьте время на себя — вас ждет пляж и солнце“. Не уверен, что дойду до стадии пляжа, но водные виды спорта на всякий случай начал осваивать. На бизнес-пути неизбежно сталкиваешься с мыслью сохранения тонуса, энергии, позитивного мышления и физической формы. Это тот самый „философский камень“, благодаря которому есть шанс немного, но перемещаться во времени и пространстве. Нынешние 40 лет тогда уверенно становятся новыми 30-ю, а 50 — это действительно время, когда жизнь во всей ее насыщенности и сочности только начинается».

 

ИИС Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube Spotify

Сегодня: 16 мая 2022г.

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?