Новости РСПМ и компаний

11.04.2022 Смогут ли российские металлурги импортозаместить листовой нержавеющий прокат?


Накануне очередной ежегодной конференции "Нержавеющая сталь и российский рынок", которая пройдет 21-22 апреля в Москве, исполнительный директор Ассоциации "Спецсталь" Андрей Воронин ответил на ряд вопросов журнала "Металлоснабжение и сбыт" касательно рынка нержавеющего проката.

Андрей Александрович, в настоящее время импорт нержавеющего листового г/к и х/к проката превышает 90% внутреннего потребления. Возможно ли создать альянс между российскими металлургическими компаниями для расширения производства этих видов продукции внутри страны?

По собственному желанию частные металлургические компании такой альянс вряд ли создадут.

Возможно ли наладить кооперацию производства плоского проката? Возможно, но только при заинтересованности и под контролем государства. К сожалению, у государства такой заинтересованности пока нет.

Анализ объемов производства показывает, что, ничего не меняя, российские производители могут увеличить выпуск:

  • плоского х/к проката до 27 тыс. т, что составит около 9% от общего объема потребления в 2021 г.,
  • плоского г/к проката до 59 тыс. т, примерно 64% от общего объема потребления.

Но для этого все производители должны выйти на свой максимальный уровень выпуска плоского проката, который они демонстрировали с 2000 г.

В последние годы предпринимался ряд усилий по импортозамещению. В том числе в Минпромторгом 7 лет назад была утверждена программа по импортозамещению нержавеющих и специальных сталей.

31 марта 2015 г. министр промышленности и торговли РФ подписал приказ №652 «Об утверждении плана мероприятий в отрасли черной металлургии РФ». По сути, это был план по импортозамещению, а точнее, по содействию в данном направлении.

Кроме констатации доли импорта в 2014 г., и какой она должна стать в 2019 г., ничего существенного данный документ не содержал.

В частности, по плану Минпромторга, доля импорта в потреблении «нержавеющего листового проката» должна была снизиться с 86% до 49%.

Не получив каких-либо положительных результатов, 25 июня 2018 года министр подписал очередной приказ №2441, который, по сути, повторял предыдущий. Единственным отличием стал срок реализации, который был передвинут на 2020 г.
Понятно, что по итогам 2020 г. (доля импорта в плоском прокате – 92%) добиться результата не удалось, и все об этом просто забыли.

Также за последние 10 лет различными компаниями объявлялись проекты по производству листового нержавеющего проката. Но они не были реализованы.

Российские производители много чего публично заявляли.

К примеру, когда инициировали введение антидемпинговых пошлин на импорт плоского проката в 2007 г. (страны ЕС – 840 евро/тн), ГК «Мечел» заявляла, что к 2011 году увеличит выпуск плоского проката из нержавеющей стали до 300 тыс.т.
Аналогичными объявлениями подкреплялось введение второй порции антидемпинговых пошлин на плоский прокат из Китая, Тайваня, Южной Кореи, ЮАР и Бразилии в 2010 г.

При этом отечественные производители утверждали, что они производят продукцию, которая полностью соответствует иностранным стандартам.

В 2015 г. Группа «Кокс» (Промышленно-металлургический холдинг) заявляла о планах строительства завода по выпуску проката из нержавеющей стали в объеме 500 тыс. т (по 250 тыс. т плоского и сортового проката). Но после аккуратно отложила срок реализации, а потом забыла об этом проекте.

В 2021 г. Группа ТМК заявила о реализации проекта по выпуску 500 тыс. т плоского проката из нержавеющей стали. Для реализации проекта было создано СП «Русская нержавеющая компания» с ЧЭМК. Информация о реализации проекта пока отсутствует.

Возможно ли в условиях экономических санкций создать в РФ новые производства, которые бы обеспечивали потребности внутреннего рынка?

Введенные экономические санкции со стороны ЕС могут помешать только заказу и поставке европейского оборудования. Но давно не секрет, что Китай производит всю линейку металлургического оборудования, отвечающего всем современным требованиям.

Санкции – хороший повод спустить на тормозах заявленные проекты по импортозамещению нержавеющей стали, но они же могут сподвигнуть другие металлургические компании перестроить свое производство под выпуск данной продукции.

Наибольший потенциал имеет «Северсталь» (Череповецкий МК), которая серьезно пострадала от санкций. В стоимостном выражении одна тонна нержавеющей стали заменяет три тонны углеродистой стали. По оценкам экспертов, «Северсталь» обладает всеми компетенциями и необходимым основным оборудованием для организации производства плоского проката из нержавеющей стали.

Но без поддержки государства это будет сделать очень сложно.

Поставки нержавеющей продукции из недружественных стран?

Введение санкций со стороны коллективного Запада отразится на поставках продукции из нержавеющей стали в текущем году. Все эти страны попали в список недружественных (Распоряжение Правительства РФ от 5 марта 2022 г. №430).

В 2021 г., по сравнению с 2020 г., российский объем импорта основных видов продукции из нержавеющей стали из третьих стран (без учета поставок из ЕАЭС) увеличился на 20,8% и составил 463,04 тыс. т. В том числе доля поставок продукции, произведенной в недружественных странах, составила 22,8% (105,77 тыс. т). Доля поставок продукции из дружественных стран составила 77,2% (357,27 тыс. т).

После введения санкций определенные проблемы с импортом из недружественных стран могут коснуться: сортового проката, где ведущим поставщиком была Украина, плоского проката шириной менее 600 мм – Южная Корея, сварных труб – Италия и первичной заготовки – Финляндия, Бельгия и Украина.

Но все эти проблемы решаемы.


Эти и другие вопросы нынешнего функционирования рынка нержавеющих сталей и проката будут обсуждаться на конференции "Нержавеющая сталь и российский рынок" (Москва, 21-22 апреля). Программа конференции, список участников, заявка на участие

 

ИИС Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube 

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?