Новости РСПМ и компаний
23.07.2021 НВТЗ: рынок, спрос, цены
Нижне-Волжский трубный завод с июля остановил трубное производство. Первоначально простои планировались на две недели, но в настоящее время компания не исключает продления производственного перерыва. Комментируя ситуацию, Дмитрий Тихонов – коммерческий директор ПО "НВТЗ" – отметил, что решение об остановке принято с целью исключить более существенное накопление складских запасов на фоне стремительного снижения спроса на рынке и массовой игры на понижение в ценах на трубную продукцию. Улучшения ситуации в компании ожидают к августу, после завершения ценовых ралли. Тогда как в июле большинство производителей и трейдеров будут стремиться оптимизировать складские запасы трубной продукции.
– Дмитрий Александрович, с начала июля на две недели компания остановила производство, почему?
– С июня спрос на рынке начал снижаться. Сначала отгрузки уменьшились на 200 тонн, потом на 300 тонн, хотя в среднем в это время они составляли порядка 2 тыс. тонн. Но поскольку все ожидали традиционного начала высокого сезона, допустили, что это ситуативно, и в ближайшее время продажи восстановятся. Тем более, выраженных предпосылок к снижению спроса не было.
Вместе с тем, уже в июне мы стали притормаживать производство на выходные, и вместо плановых 50 тыс. тонн по итогам месяца произвели только 33,5 тыс. тонн.
Далее ситуация со спросом только усугублялась. Продажи по суткам снизились до трети от возможного. У нас буквально за месяц, учитывая переходящий базовый запас продукции, сформировался склад на уровне 1,5-2-месячного производства. И мы приняли решение остановить мощности, чтобы исключить накопление складских запасов.
– Что привело к снижению спроса?
– До июня все игроки рынка были уверены, что цены продолжат расти. Трейдеры стремились больше закупить, пополняя склады перед началом высокого сезона. Конечные потребители, частные покупатели до поры не ощущали на себе дороговизну товаров, потому что и производители, и трейдеры продавали товары из "старых" запасов со "старой" себестоимостью. Да, спрос и конечных потребителей, и частного покупателя в сравнении с предыдущими периодами стал ниже из-за резко возросших цен, но закупки продолжались.
С мая отдельные крупные трейдеры стали снижать цены, при том, что явных предпосылок для этого не было. В июне это переросло в массовую игру на понижение, покупатель занял
выжидательную позицию, рассчитывая, что каждый день цена будет еще ниже.
Решающим фактором стало внезапное объявление новости о введении экспортных пошлин. У потребителей разыгралась фантазия насчет того, к каким результатам это приведет – от беспрецедентного мгновенного обвала до долгоиграющего снижения цен в перспективе. Как результат – продажи практически остановились, это был словно удар об стену.
Мы, как один из трендмейкеров, удерживали цены на приемлемом уровне во избежание обесценивания остатков у наших же покупателей. Но давление рынка вынудило и нас пойти на определенное снижение цен. Дальше рыночная ситуация привела к тому, что даже при наличии "проходных" цен потребитель воздерживался от покупки, ожидая дальнейшего снижения.
За все годы работы в рынке я не помню отсутствия сколь-нибудь значимого спроса в период высокого сезона. Теперь же в июле трубники массово задумываются об остановке мощностей во избежание дальнейшего затоваривания складов.
– Но ведь полностью потребление не остановилось – есть инфраструктурные проекты, работающие производства.
– Да, есть. Но на вторичном рынке уровень запасов на складах позволяет снабжать эти проекты без привлечения свежих закупок на склады еще какое-то время, при этом частный и спекулятивный спрос также временно остановился.
– Почему трейдеры раньше комбинатов стали снижать цены?
– Думаю, сыграло несколько факторов. Во-первых, из-за ценовых колебаний на внешних рынках, и в частности на рынке Китая в конце мая. Во-вторых, желание некоторых трейдеров и трубников протестировать комбинаты на прочность. В-третьих, влияние новостного фона о введении экспортных пошлин с 1 августа, который впоследствии усугубил ситуацию с ценами на трубу и привел к существенному сокращению продаж. При этом комбинаты вели себя сдержанно, разъясняли все факторы клиентам, старались удержать потребителей от панических настроений.
– Что должно произойти, чтобы ситуация улучшилась?
– Рынок должен достигнуть условно ценового дна, которое установится на достаточно продолжительный период. Потребители должны убедиться, что завтра цены ниже уже не будут. Пока у рыночных игроков есть возможность отвечать снижением, а потребитель это видит, ситуация не улучшится. Потому необходимо стабилизировать цены минимум на 2-3 недели.
– Есть понимание, когда рынок может заработать?
– Исходя из оценок по нашей компании и реально понимая, что схожая ситуация со складскими запасами у большинства производителей и трейдеров, думаю, что произойти это может во второй декаде августа, но возможно и раньше, т.к. на сейчас большинство факторов указывают на достижение ценового дна. В июле все будут стремиться распродать остатки, и в августе приступят к пополнению складов. Более грамотные начнут пополнять остатки уже в третьей декаде июля, на самом дне цены.
– Когда компания планирует возобновить производство?
– Первоначально планировали стоять первые две недели июля, но, столкнувшись с текущей рыночной ситуацией, уже продлили простои на неделю. И не исключаем, что вынуждены будем простоять еще какое-то время, но, наблюдая первые признаки оживления спроса, считаем, что это будут уже не очень длительные сроки. Мы хотим сейчас привести складские остатки к оптимальным для высокого сезона уровням, сохранив ассортимент, но исключив перезатарку. В любом случае мы со своей стороны исключили давление на рынок объемами, тем самым помогая нашим потребителям также оптимизировать склады.
– Насколько высоки сегодня складские запасы на рынке?
– По нашим оценкам, текущие запасы и у производителей, и у трейдеров позволяют с минимальными пополнениями – точечными закупками – работать в течение 2-3 недель.
– Каким станет влияние текущей ситуации на выполнение годового производственного плана?
– Возможно отклонение от изначально запланированных цифр. Не исключаю, что можем отстать где-то на 3-5% от показателей прошлого года, что соответствует общему сужению рынка.
– Весной стало известно о покупке "Северсталью" 20% акций ПО "НВТЗ". Завершена ли сделка, кто ее инициатор, и какие преимущества она дает?
– Сделка завершена в мае. Идея – общая. Одним из ключевых ее преимуществ для нас станет диверсификация рисков в обеспечении мощностей подкатом. Мы знаем, что у нас не будет дефицита в сезон, будут понятные партнерские отношения. Для "Северстали" – это также диверсификация рисков, гарантия того, что крупный потребитель будет постоянным покупателем достаточно большого объема металла. Каждый участник сделки получил фактор для стабильности и спокойствия.
– В основе сделки лежит успешная работа по давальческой схеме и планы по ее развитию?
– Давальческая схема не играет ключевую роль. Мы – фактический потребитель трубного подката "Северстали". У нас хорошо развиты самостоятельные продажи, от которых мы не планируем отказываться. Тем более, рыночная ситуация время от времени смещает акценты в ту или иную сторону. В целом мы определили, что комфортная доля давальческих заказов – в пределах 25-50%.
Читать все новости
Искать в архиве
РСПМ в социальных сетях: