Новости РСПМ и компаний
20.01.2021 О. Чернов: "Приходит новый экономический кризис, который затронет всех"
На актуальные вопросы журнала «Металлоснабжение и сбыт» ответил Олег Чернов, генеральный директор индустриального парка Stahlwerk
Как бы вы охарактеризовали непростой 2020 г.? Какие изменения на рынке металлоторговли происходили в течение года?
Слово «непростой» в данном случае слишком нейтральное. Я не припоминаю ситуаций, когда в один миг на предпринимателей обрушилось такое количество сложностей. Думаю, весна 2020 г. стала переломной не только для металлоторговли, но и для всей российской экономики.
С введением ограничительных мер мы увидели, как моментально могут меняться деловые взаимоотношения, как начинает падать уровень доверия в бизнесе, как молниеносно аннулируются отсрочки платежей, и все компании переходят на 100%-ную предоплату, а банки ужесточают требования к кредитованию.
Хорошо, что благодаря мобильности бизнеса спустя два месяца 70% поставщиков восстановили прежние условия оплаты. Отмечу, что Индустриальный парк Штальверк и ГК Балтийская Металлургическая Компания остались принципиальны в вопросах сохранения делового партнерства и взятых на себя обязательств: наши проекты не стали менять политику товарного кредитования, так как мы ценим более чем 20-летние партнерские связи и поддерживаем коллег в сложной обстановке.
И в очередной раз убеждаюсь, что профессиональная команда, эффективные коммуникации, выстроенные с нашими клиентами, и наличие собственных ресурсов — те самые «якоря», которые способны удержать бизнес во время любого шторма.
Как сложился год для вашего бизнеса? С какими трудностями столкнулись? Какие изменения произошли внутри компании?
Благодаря тому, что мы являемся подрядчиками на государственных строительных объектах, проекты ИП Штальверк и ГК БМК не закрылись в период жестких карантинных ограничений, что позволило сохранить уровень дохода. А Гипермаркет металла БМК смог оценить эффективность интернет-магазина, который принял часть заказов на продукцию и обеспечил доставку.
Несмотря на пандемию реализация нового производственного проекта — Балтийского трубного завода — продолжилась. Конечно, ограничения внесли серьезные корректировки в рабочие планы: пришлось практически на три месяца перенести сроки поставки, монтажа и пусконаладки импортного оборудования для нашего будущего производства. Но в итоге первый в Калининградской области завод по производству профильных труб уже начал выпускать продукцию.
Осенью мы отметили год работы нашего некоммерческого проекта — Балтийского металлообрабатывающего кластера, который стал естественным результатом развития всей региональной отрасли. У калининградских металлообработчиков давно зрела потребность в создании единого центра содействия и помощи, и Балтийский металлообрабатывающий кластер доказал свою востребованность: мы встречаем новых резидентов на территории Индустриального парка Штальверк, содействуем нашим партнерам в получении государственных субсидий, защищаем интересы отрасли на ведущих бизнес-площадках региона, способствуем запуску новых производственных проектов.
Очень приятно, что наша работа находит поддержку со стороны государства, которое видит в кластерах идентификатор инвестиционной активности в регионе и маркер развития отрасли в целом.
Среди трудностей, с которыми столкнулись резиденты Балтийского металлообрабатывающего кластера и ИП Штальверк, следующие:
· непредсказуемый рост тарифов: об этом говорили абсолютно все резиденты парка Штальверк и руководители проектов, поставляющие в регион сырье и стройматериалы, или, наоборот, экспортирует калининградскую продукцию в «большую» Россию;
· растущее административное давление: на данный момент государственные ведомства Калининградской области во Всероссийском рейтинге индекса давления располагаются где-то посередине. Однако учитывая анклавность региона и особые условия, в которых приходится работать калининградскому бизнесу, мы плавно движемся к красной линии. Проблематику получаем при попытке государства автоматизировать и централизовать работу тех же таможенных и налоговых органов: вместо ускорения и автоматизации процессов — ошибки системы, не учитывающей специфику калининградского региона;
· изменение условий инвестиций: если ранее льготы по закону об Особых экономических зонах были единые для всех, то теперь при компенсации наших затрат мы видим, что бюджеты уменьшаются каждый год. Становится очевидным, что в очереди за госфинансированием малый и средний бизнес будут далеко не первыми;
· профессиональное равнодушие госведомств: мы регулярно сталкиваемся с безразличием и незаинтересованностью. Многие из этих органов — федерального подчинения, что усложняет коммуникацию с ними. Мы также видим раскоординацию действий разных профильных министерств (особенно федеральных).
Как, по вашему мнению, будет складываться ситуация на рынке в ближайшей перспективе?
Мы все понимаем, что открытие границ будет долгим процессом. Спрос будет падать в течение следующих двух-трех лет, потери ВВП только за 2020 г. перешагнут порог в 15—20% — и это оптимистичный сценарий. Приходит новый экономический кризис, который затронет всех.
Мы и до этого наблюдали сокращение объемов строительства, пандемия же ускорит процесс рецессии. По нашей общей оценке, падение спроса в отрасли составит минимум 15%. Совсем сложно будет небольшим компаниям, имеющим высокие кредитные обязательства и достаточно слабые собственные ресурсы. Выживут те, кто проявит наибольшую гибкость в новых условиях, у кого малый уровень кредитной нагрузки, а также те, кто ближе к мерам поддержки и государственным заказам.
Меняется рынок труда. Работа будет большой ценностью, когда работодателю понадобятся самомотивирующиеся и самые результативные.
Бизнес будет искать готовые IТ-решения, варианты работы с облачными решениями, будет развивать онлайн-продажи с оперативной доставкой груза клиенту, формы бесконтактной оплаты, CRM, систему оценки персонала и работу на удаленке.
Уверен, что эффективный выход из «вирусного пике» может обеспечить только объединение усилий бизнеса и государства. Необходима конструктивная совместная работа по созданию программы восстановления экономики на 2021 г.
Поделись с коллегами:Читать все новости
Искать в архиве
РСПМ в социальных сетях: