Новости РСПМ и компаний

07.04.2019 Векторы развития (МЕТКОМ)


Метком – крупнейший в Краснодарском крае сервисный металлоцентр (СМЦ), специализирующийся на производстве арматурных каркасов, сварной и кладочной сетки, габионов, скобогибочных изделий, ограждений и других видов конструкций для стройиндустрии. СМЦ такого рода носят локальный характер – перемещать подобную продукцию экономически эффективно не более чем на 200 км. Об этих и других аспектах работы в современных экономических условиях в интервью журналу «Металлоснабжнение и сбыт» рассказал Алексей Сычев, генеральный директор Меткома.

Алексей Григорьевич, как себя сейчас чувствует стройиндустрия Юга России в целом и Краснодарского края в частности?

На мой взгляд, чувствуют они себя хорошо и торопятся как можно быстрее сдать жилье — до вступления новых правил работы на строительном рынке, то есть просто торопятся.

Как эти новые правила повлияют на строительный рынок?

Считаю, что они ухудшат состояние строительного рынка на каком-то определенном этапе.

Почему?

Новые правила выгодны, на мой взгляд, крупным компаниям, а строительством же не только крупные компании занимаются. Очень много и мелких. Для них будет очень трудно строить на свои средства. Лучше станет только покупателям — появится больше гарантий в том плане, что не обманут дольщиков.

Юг России как раз славится тем, что там в основном частная застройка процветает, то есть как раз локальные игроки работают.

Совершенно с вами не согласен, потому что в Краснодаре работают весьма крупные компании. Именно крупные компании строят очень много жилья. Краснодарский край, если не ошибаюсь, на втором месте по вводу жилых квадратных метров в России. Частное строительство жилья ведется достаточно крупными предприятиями. Есть, к примеру, Юг-Строй Инвест, третья в России компания по объему ввода жилья. Она работает именно в Краснодаре. Это ставропольская компания.

Сейчас какие-то знаковые объекты в городе реализуются?

После Олимпиады и Керченского моста трудно что-то назвать знаковым... Просто идет массовая застройка города. В Краснодаре за последние десять лет население увеличилось ровно в 2 раза.

Существенно. Город уже перевалил рубеж миллионника?

По данным Федеральной миграционной службы, да. В печати это уже года полтора обсуждается, а в 2019 г. первый раз признали данный факт официально. Реально население приближается к 1,5 млн, и это чувствуется.

А таких сервисных металлоцентров, как Метком, достаточно много или это скорее исключение?

Скорее исключение, потому что в общем-то это нелегкий бизнес. У сервисных центров много факторов риска. В разных регионах России они есть, но это чаще, на мой взгляд, исключение, чем правило. СМЦ, которые предоставляют полный спектр услуг для строительных компаний, в России единицы.

На Юге у вас есть конкуренты с точки зрения сервисных металлоцентров?

Есть конкуренты в области производства сетки и закладных деталей, но если говорить об одном предприятии, которое делает в комплексе все для строительного комплекса, то нет, пожалуй.

Мы работаем в таком сегменте бизнеса, где чаще всего боремся или сами с собой, или с нашим главным конкурентом — потребителем. То есть наш главный конкурент — это, собственно, строитель, потому что он все делает сам на стройплощадке. Других конкурентов у нас практически нет, потому что никто этого не делает, а торговлей Метком не занимался никогда.

Порядка 70% арматуры, которая продается на сегодняшний день, в любом случае перерабатывается. Вдумайтесь: 70%. В том виде, в котором она приходит с завода и потом укладывается в бетон, потребляется всего 25—30% от общего объема. Все остальное перерабатывается. Это бремя ложится на строителей. Перерабатывают арматуру сегодня сами строители.

Вам удалось войти в производственную цепочку каких-либо крупных строительных компаний, коль скоро они присутствуют на рынке Юга России, или они по-прежнему с недоверием относятся к независимым поставщикам таких расходных материалов?

Они относятся с недоверием. Почему? Потому что доверие появляется тогда, когда предложений много. Любая организация должна выбирать контрагентов, то есть она не может ориентироваться только на одного поставщика. Когда будет много сервисных металлоцентров, тогда строители больше будут им доверять, а когда их мало... Есть несколько ключевых факторов, из-за которых строители работают самостоятельно. Первое, как я уже сказал, недоверие. Второе: все-таки они не очень хорошо сами считают свои затраты. Они просто не умеют это делать в металле. Они хорошо льют бетон, но в арматуре они считают, на мой взгляд, слабо. Третий момент — это дешевая рабочая сила...

...которая позволяет все делать прямо на площадке?

Которая позволяет все делать на площадке, потому что оборудование сервисных металлоцентров стоит недешево. Оно высокопроизводительное. Раньше мы говорили, что это не нужно строительным компаниям. Сегодня компании стали настолько крупными, что могут себе позволить, в том числе по объему, иметь достаточно высокопроизводительное оборудование. И низкая стоимость рабочей силы, к сожалению, толкает на то, чтобы делать все вручную на стройплощадке.

У вас есть постоянные потребители изделий из числа крупных застройщиков?

В любом случае они есть. С какими-то компаниями мы работаем уже на протяжении десятка лет. Это те, кто понял, привык и видит, что мы в первую голову научились не подводить. В больших инфраструктурных объектах мы участвовали в той или иной степени, будь то «Турецкий поток», Керченский мост или олимпийские объекты, да любые крупные объекты на территории Краснодарского края. Именно Краснодарского, потому что это все-таки больше региональный бизнес — такую продукцию экономически эффективно перемещать не более чем на 200 км.

У вас объем переработки сортового проката стабилен или он меняется из месяц в месяц, из года в год?

Самая большая проблема для таких сервисных металлоцентров — неравномерная загрузка. Это всегда синусоида. Иногда ты не знаешь, где взять людей, как успеть выполнить все заказы, а порой не знаешь, как загрузиться. Есть масса способов, которые мы используем в своей работе, чтобы неравномерность загрузки сгладить. Соответственно объем более-менее стабилен — 800—1000 т в месяц. Боремся за производительность, поэтому если раньше 1 тыс. т у нас перерабатывали где-то порядка 140 человек, то сегодня с этим объемом справляются 100 человек.

То есть около 10 тыс. т сортового проката в год перерабатываете?

Да, 10 тыс. т в год. Причем это может быть как давальческое сырье, когда клиент предоставляет свой материал, так и собственное, когда мы покупаем сортовой прокат у трейдеров.

У вас поставщики разные или есть какие-то определенные партнеры?

Нет, мы не хотим связывать себя обязательствами с одной компанией, поэтому берем у тех поставщиков, которые находятся именно в Краснодарском крае. Это все крупные трейдеры, представители всех заводов. У кого на данный момент самые лучшие условия, с теми и работаем. Перепродажами не занимаемся. Это не наш бизнес. Трейдеры к нам как к переработчикам намного лояльнее относятся, потому что мы не являемся их конкурентами.

Есть ли какие-то инвестиционные планы по расширению линейки выпускаемых изделий, может быть, по установке новых линий?

В плане переработки арматуры мы достигли всего. Просто в этой нише некуда дальше развиваться. Если даже есть новые планы (а они есть), то они связаны с переработкой листа. В текущем году планируем приобрести лазерную резку и дальше увеличивать переработку листового проката, расширять ассортимент. Как раз одно помогает другому. Нам нужна равномерная загрузка, а она возможна тогда, когда одно свое производство дозагружает другое свое производство. Это дает более-менее равномерную загрузку.

Какую-то среднюю маржинальность работы СМЦ можете вывести или это сложно?

Все зависит от того, какое оборудование, какая бизнес-модель, какие изделия... У нас производство разбито на десять групп товаров. Средняя наценка — 10-11 тыс. руб. на тонну. От стоимости металла средняя наценка составляет порядка 25%, а уже прибыль зависит от многих факторов, в том числе от того, сколько ты вкладываешь в развитие, амортизацию и т.д. Плюс надо учитывать технологические материалы, потому что на переработку, кроме рук и зарплаты, нужно много электроэнергии, нужна сварочная проволока, краска, углекислота, кислород. Все это дополнительные затраты.

Если брать чистую прибыль, то процент уже далеко не такой высокий — порядка 5%. Это мы считаем совершенно нормальной рентабельностью. Такой уровень рентабельности позволяет развиваться. За 12 лет мы построили два завода, которые являются нашей собственностью. Практически оба завода имеют 13 тыс. м2 крытой производственной площади.

Спасибо. Дальнейших успехов!

 

ИИС Металлоснабжение и сбыт

Поделись с коллегами:

Читать все новости
Искать в архиве

 

РСПМ в социальных сетях:

 Telegram VK Youtube Spotify

Сегодня: 28 марта 2024г.

вход в систему

Логин: Пароль:
Запомнить меня:

Регистрация | Забыли пароль?